Как “продвинуть” свою идею с минимальным сопротивлением

Posted on Friday 17 June 2011 under , by Rustam Sydykov

Привет, народ!

Я начал читать одну интересную книгу: “Психология влияния”. К IT эта книга, собственно говоря, никакого отношения не имеет, но я неожиданно понял, почему в свое время мне удавалось “протаскивать” свои IT дизайны проектов через формальный процесс рассмотрения с минимальной кровью. Раньше я работал на большую компанию, в которой было несколько слабо связанных между собой команд: network, datawarehouse, storage, *unix и т.д. Я был в команде Microsoft (ну, не совсем – просто команда отвечала за wintel платформу :)). Каждый проект следовал стандартному циклу: первоначальное предложение/опции –> дизайн –> внедрение –> передача в production (ежедневная поддержка).  Фаза дизайна включала в себя написание документа для инженеров, как то или иное решение/продукт надо внедрять. Потом системные дизайнеры из разных команд должны были этот документ рассмотреть, высказать свои замечания и если были серъёзные недочеты, документ приходилось переделывать. Очень часто случалось, что недочеты, которые отмечались как “критические”, вызывали бурные обсуждения, споры и доходило чуть ли не до личных обид. В то же время мои дизайны “проскакивали” сравнительно легко.
Читая “Психологию влияния” мне показалось, что я сознательно (и подсознательно в какой-то мере) устранял следующие потенциально неприятные ситуации:

  1. Человеку очень трудно изменить свое мнение, которое он высказал публично. В данном контексте “публично” я подразумеваю во время встреч, на которых обсуждались документы IT дизайнов;
  2. По моему, я уже про это писал, но каждая идея проходит через фазы: “Это полное гавно”, “Что-то в этом есть” и “Отличная идея, я всегда так говорил!” :). Подвидом этого варинта является “Твоя мысль правильная, но то что я говорю – правильнее”.

Кроме того, каждый раз получалось так, что я косвенно вовлекал своих коллег в процесс формирования идеи дизайна какого-либо решения. В результате, сказав “да” один раз (неформально одобрив идею), они уже не имели морального обоснования яростно говорить “нет”.
Что я делал: да ничего особенного! Никаких манипулятивных приёмов или “расставления логических ловушек”. Коротко методику можно выразить так: разговаривайте с людьми!

  1. Спрашивайте совета или неформального подтверждения правильности вашей идеи/мысли/подхода на ранних стадиях проектов: перед тем как что-либо оформлять документально, я обходил всех коллег, которые будут вовлечены в рассмотрение дизайна и его внедрение. Я прекрасно знаю, что не могу всего знать и что-либо мог сделать неправильно. Со своей глупостью лучше столкнуться в начале, чем в конце;
  2. Постарайтесь ознакомить людей с вашей идеей как можно на более раней стадии. В крайнем случае, вы пройдете через первую фазу – “это полное гавно” быстрее. В лучшем варианте – ваша идея не вызовет мгновенного отторжения, так как ее можно представить как не окончательный, “окостеневший” вариант, а больше как “документ о намерениях”. Кроме того, если будут возражения к вашей идеи, они будут сделаны не публично, не в письменной форме и вам потом будет легче убедить людей поменять их точку зрения;
  3. Получите неформальное подтверждение правильности ваших идей. Желательно письменно :). Нет, я не призываю никого заставлять расписываться кровью на пергаментах, достаточно будет даже короткого е-мейла от всех вовлеченных в обсуждение :)
  4. Будьте готовы пожертвовать “малым” ради “большого”. Если есть разногласия в несущественных вопросах, лучше уступить, чем “бодаться” и испортить себе нервы.

Вот и все. Что я делал: каждый раз кратко обговаривал и советовался со своими инженерами и коллегами о любых предстоящих проектах выше определенного порога сложности. Людей по пустякам не дергал, но если чуствовал, что обсуждение может перерасти в “свалку” – обязательно лично обходил всех влиятельных лиц :) Особенно, не дай бог, дело касалось о внедрении систем, которые занимались проводкой денежных транзакций, обработки данных о клиентах и т.п. Я подходил к архитекторам отдела информационной безопаснсти и заранее, до начала проекта просил объяснить мне, на какие моменты мне надо будет обратить внимание. Во первых, люди понимали, что я уважаю их и их мнение; во вторых, часто действительно они давали мне дельные советы в области информационной безпопасности. Столько есть законов и подзаконных актов, регулирующих сохранность данных, что я диву давался. К примеру, если какая-то часть сервисов обслуживания клиентов отдана на откуп аутсорсеру, находящимся за пределами Евросоюза, то надо быть способным показать, что данные о клиентах или платежах не могут быть перемещены за пределы Евросоюза. Речь идет о массовом экспорте данных – списывание ручкой с экрана информации о клиенте в расчет не принимается. Это по п.1 и частично по п.2
Дальше по п.2: я не стеснялся рассылать почти законченные документы, формулирующую идею или дизайн до того, как отправлять их на формальное рассмотрение. В общем случае смысл идеи был уже “переварен”, принят и тогда детали будут так же приняты благосклонно. Могут возникнуть вопросы, но критических замечаний, я думаю, удасться избежать.
Обязательно просите послать короткий е-мейл, что документ рассмотрен и особых замечаний нет. Как раз в книге “Психология влияния” я прочитал подтверждение этой мысли: если человек что-то написал, то он будет стараться придерживаться этого. Естественно, не все предоставляли мне отзывы. Но я еженедельно проводил встречи с инженерами, на которых снова коротко рассказывал о том, что я “надумал” и спрашивал, есть ли замечания. В 99.99% случаев замечаний не было, что давало мне основание разослать краткое резюме встречи, включив список людей, кто присутствовал, какие документы рассматривались и что никто не высказал никаких (или дал какие-то комментарии) замечаний.
Иногда замечания были, но не по сути, а чаще всего что какие-то вещи инженера привыкли делать не так. Я думаю, всем понятно, что некоторые вещи можно сделать несколькими способами – все зависит от личных предпочтений. Это были те случаи, когда я “жертвовал малым” – переделывал документы, хотя и мой вариант был верен. Это, собственно говоря, даже не “жертва”, а вполне разумный подход – чтобы не спорить по пустякам.
После такой “массированной артподготовки” практически все документы/идеи проходили на ура. Так что еще раз повторюсь: если хотите что-то сделать и не тратить усилия на ненужные споры – разговаривайте с людьми.

Засим раскланиваюсь,
Рустам.

5 Responses to "Как “продвинуть” свою идею с минимальным сопротивлением"

  1. Iurii Zozulia said, on 24 June 2011 at 13:34

    Привет, Рустам!

    Полностью согласен. Мне понадобилось где-то пол года, чтобы понять это с помощью моих коллег и на собственных ошибках...

    Я думаю без этого в любой большой компании будет практически невозможно продвинуть свою идею.

    Кстати, вот еще одна интересная книга на эту тему - Switch: How to Change Things When Change Is Hard. Идеи не новые, но помогают упорядочить мысли :-)

    Юра.

  2. Rustam Sydykov said, on 27 June 2011 at 08:28

    Привет, Юра!

    Жалко, что всем нам требуется какое-то время, чтобы понять некоторые вещи.
    За рекомендацию книги спасибо, как раз искал чтобы почитать.

    Руст.

  3. Rustam Sydykov said, on 29 June 2011 at 12:44

    To: foranycase@

    Отправил Вас свой е-мейл, наверное, он попал в спам. На всякий случай даю здесь: oldandsad @ hotmail.co.uk.

    Рустам.

  4. Аня said, on 18 June 2012 at 10:06

    Молодец,хорошо написал!Помог всем кто прочитал.Даже кто не оставлял в своих комментариях благодарность и кому вообще не писал!
    Спасибо!

  5. Rustam Sydykov said, on 18 June 2012 at 10:13

    Здраствуйте, Анна.

    Спасибо большое :) Я пока что "притормозил" с новыми постами сюда, по работе очень занят. Постараюсь продолжить в скором времени :)

    С уважением,
    Рустам.

Leave a Reply