Аутсорсинг–переходный период. Часть четвертая.

Posted on Monday 14 March 2011 by Rustam Sydykov

Привет, народ!

Продолжая нашу беседу с Сергеем В. в коментариях к предыдущиму посту, сразу хочу сказать: есть две точки зрения на переход с внутреннего IT на сервис, предоставляемый аутсорсером. Первый – это с позиции бизнеса. Для бизнеса переход может быть практически безболезненный, если внутренний отдел IT имел раньше четко обозначенные точки контакта: первая линия поддержки, например. Если бизнес не контактировал со всему уровнями IT подразделения напрямую, то после замены первой линии сотрудниками аутсорсера бизнес-пользователи могут ничего особенного не заменить, кроме разве что первая линия поддержки стала говорить с непонятным акцентом :)
Немножко отвлекусь: в последнее время аутсорсеры из… других стран взяли за моду брать имена людей, которые не напрямую контактировали с бизнес-пользователями. Е-мейлами или, на крайний случай, по телефону. Чаще всего это были IT персонал первой или второй линии поддержки. Жил-был такой Джон Смит, помогал пользователям, рассылал уведомления. А потом его должность за-аутсорсили, а с ним самим с почестями простились (выплата – две недели за каждый проработанный год). Дабы не вводить пользователей с смущение, другой работник далеко-далеко с непроизносимым именем и фамилией получает команду называться “Джон Смит”, меняет себе адрес электронной почты, подпись в “аутлуке” и вперед! Правда, в последнее время эта идея просачивается и в другие области взаимоотношения не только между бизнесом и аутсорсерами, но и между бизнесами. Некоторое время назад я контактировал с менеджером, который “вел” продукт компании, внедренный на одной из моей предыдищух работ :) Я с этим менеджером виделся только один раз, в самом начале, когда только подписывался договор на покупку продукта. Потом все наши контакты сводились к е-мейлам, когда надо было докупить лицензий или решить какие-то проблемы. А вот мои коллеги виделись с ним чаще. Спустя достаточно долгое время этот менеджер захотел со мной встретиться, обговорить планы взаимопомощи (они нам – лицензии со скидкой, мы им – деньги. Время было тогда тяжелое, все поставщики искали возможность хоть что-то заработать). Ну встретились, поговорили. Покупать мы, конечно, тогда ничего не собирались (время было тяжелое :)), но мы все-равно мило посидели поговорили в кафетерии. Я еще позвал своих коллег поздороваться. Надо же быть вежливым. Когда менеджер ушел, мои коллеги сказали, что это не тот человек, который был раньше. У меня ужасная память на лица, да и виделись мы только один раз, поэтому я подвоха не заметил. Вот так и получается, что устраиваешься куда-то на работу, а твои имя-фамилия могут стать корпоративной собственностью :) Прямо “Нортон-коммандер” какой-то :)
Теперь возвращаясь к нашей теме: какие бывают типы перехода с сервисов, предоставляемых внутренним IT, на сервисы аутсорсинга. Не вдаваясь в детали, я бы сказал, что существует два варианта:

  1. Постепенный: внутренний и аутсорсинговый IT сосуществуют некоторое время;
  2. “Большой взрыв”: внутренний отдел IT уходит в заранее определенную дату.

У обоих процессов есть свои преимущества и недостатки. Я думаю, аутсорсеру нравится больше второй тип, в то время как для компании было бы лучше, если бы переход остуществлялся по п.1.
В случае постепенного перехода существуют, как мне кажется, два основных риска для аутсорсера (естественно, это будет влиять на компанию тоже): потеря опытного персонала из внутренней IT службы и явный/неявный сабботаж.
Думаю, не стоит доказывать, что никакой аутсорсер не может сразу взять и начать эффективно поддерживать существуюшие IT сервисы. Даже если все эти сервисы реализованны, используя стандартные компоненты, их интеграция с бизнес-процессами остается вначале за гранью понимания. Поэтому крайне желательно и для аутсорсера, и для компании сохранить хотя бы в первоначальное время тех сотрудников внутреннего IT, которые обладают необходимыми знаниями и умениями. Не секрет, что многие “тонкости” не отображены в документации, а хранятся в головах ключевых сотрудников. Как удержать таких людей – я не знаю. Обычно аутсорсингу сопутствует уволнение части/большинства/всех сотрудников внутренней IT, поэтому более-менее стоящие люди стараются подыскать себе работу, не дожидаясь “насильственного” увольнения.
Далее… как следует из сказанного выше, каждый работник внутреннего IT компании ощущает нависающий над ним Дамоклов меч. Пусть аутсорсер и высшее руководство компании “бьют в барабаны”, крича о том, что никто не будет уволен, но  тут работает правило “пропанды”: чем громче о чем-то кричат, тем больше вероятность, что это неправда. Все понимают, что одним из способов аутсорсера зарабатывать деньги является замена сравнительно дорогих местных сотрудников более дешевыми. На данный момент рабочая сила в определенных частях света настолько дешевая, что аутсорсер может наращивать бизнес “количественно” (нанимая больше сотрудников) без ущерба для “здоровья”, т.е. прибыли. Поэтому если топ-менеджмент какой-нибудь компании говорит, что никто не будет уволен, они скромно умалчивают о том, что у этого утверждения есть временные рамки типа… “никто не будет уволен в течении полугода, а там как бог даст”. Но большинство это понмимает и так, поэтому моральный климат во внутреннем IT обычно “ниже плинтуса”. Я никогда не слышал о случаях, когда разозленный бывший IT сотрудник делает “закладку” где-нибудь, ну какой-нибудь скрипт, который “перемешает” данные в базе клиентов, удалит все учетные записи из сервиса каталогов или, еще хуже, будет вредить потихоньку так, что идентифицировать проблему сразу не получиться и аутсорсер будет бороться с “подарком” долго и безрезультатно. Как с этим справляться – тоже неочевидно (мне, по крайней мере). Я бы сказал, что в этом случае нужна абсолютная прозрачность намерений и щедрые выплаты при сокращениях. Я уже писал давно как-то про выражение, которое мне понравилось: “Увольняя системного администратора, лично проводите его до двери и подайте ему шляпу” (старомодно так). Смысл в том, что надо не только  проявить уважение, но и проследить за его “шаловливыми рученками” на выходе :) 
В случае с переходом по плану “большой взрыв” главная опасность – риск потерять накопленные персоналом знания, которые нигде не задокументированы. Не всё заносится в документацию, поэтому если люди массово уйдут, будет потом трудно быстро разобраться в возникшей проблеме. Последствия потери необходимых знаний по поддержке IT сервисов могут быть еще хуже, чем в первом случае. Есть серъезная опасность не выполнить критерии договора по обслуживанию, что чревато :) На моей памяти было несколько случаев, когда аутсорсеру приходилось “нанимать” обратно на пару дней по контракту бывшего сотрудника, чтобы решить проблему, которую аутсорсер не мог устранить в течении двух дней. Бывший сотрудник решил это за 20 минут. Это, конечно, экстримы, но я более чем уверен, что похожие случаи бывают при любом переходе. Опять же, вариант с “закладками” тоже возможен. Для избежания прийдеться в массовом порядке менять пароли слежебных учетных записей, пользователей с расширенными привилегиями, что не всегда возможно. По большому счету, все эти вредоносные “закладки” сложно доказуемые, но (тьфу-тьфу-тьфу) – пока сия чаша миновала те компании, в которых я работал.
Снова заканчиваю незакончив :) В следующем посте я хочу коснуться проблем аутсорсинга.

Засим раскланиваюсь,
Рустам.

2 Responses to "Аутсорсинг–переходный период. Часть четвертая."

  1. Ununseptium said, on 23 March 2011 at 16:54

    Руст

    По поводу "...никакой аутсорсер не может сразу взять и начать эффективно поддерживать...". Как говорил один из моих клиентов: "Чтобы работать с нами нужно чтобы Вы вначале поработали хотя бы месяц на месте рядового операциониста". Уверен, что это наиболее правильный способ передать опыт.

    Сергей

  2. Rustam Sydykov said, on 24 March 2011 at 08:34

    Привет, Сергей.

    Есть еще так называемые "business use scenarios". Но об этом чуть позже :)

    Руст.

Leave a Reply